Архитектура Турции XVI—XVII вв. Стамбул Мечеть Шах-заде, Мечеть Сулеймание
Архитектура Турции XII — XIX вв. > Архитектура Турции XVI—XVII вв.
Мечеть Шах-заде в Стамбуле была окончена в 1548 г. Квадратный в плане молитвенный зал (38x38 м) не расчленен на части, в нем нет продольных галерей, как в мечети Баязида; его громадное пространство перекрыто центральным куполом диаметром 9 м, четырьмя полукуполами с экседрами, опирающимися через арки на четыре мощных восьмигранных столба, и небольшими куполами в углах. Высота зала 37 м. С запада и востока к нему примыкают одноэтажные открытые на фасад купольные галереи, в центре которых находятся небольшие порталы входов.
Квадратный двор с бассейном в центре окружают купольные галереи, стрельчатые арки которых, сложенные из чередующихся блоков красного и белого камня, опираются на мраморные и порфировые колонны. Два высоких стройных трехъярусных граненых минарета поставлены в местах стыка зала и двора; три входа, оформленные портиками, ведут во двор мечети.
Стамбул. Мечеть Шах-заде, окончена в 1548 г., архитектор Коджа Синан. План
Стамбул. Мечеть Шах-заде, окончена в 1548 г., архитектор Коджа Синан. Общий вид, интерьер
Для композиции мечети характерны постепенное нарастание высоты к центральному куполу, ритмичность, которую создают уступами поднимающиеся объемы — низкие боковые галереи, стены четверика, угловые купола и полукупола, невысокие башенки, погашающие распор, над пятами арок зала, и, наконец, центральный купол. Этот же ритм подчеркивают членения каменных фасадов — открытая аркада боковых галерей перекликается с высокими декоративными арками южного фасада, стрельчатыми окнами в четверике, полукуполах и экседрах.
В мечети Сулеймание (1550—1557 гг.) Синан повторил план мечети Баязида, устроив в боковых частях зала низкие галереи, а среднюю перекрыв куполом с двумя полукуполами. Но в интерьере и особенно во внешнем облике здания мастер развивает черты монументальности, грандиозности, проявившиеся уже в Шахзаде. Обширен молитвенный зал площадью 69х63 м и высотой в 47,75 м диаметр центрального купола 26,5 м. Торжествен интерьер мечети. Четыре громадные стрельчатые арки, на которых покоится купол, опираются на мощные столбы.
Стамбул. Мечеть Сулеймание, 1550-1557 гг., архитектор Коджа Синан. Общий вид
Стамбул. Мечеть Сулеймание, 1550-1557 гг., архитектор Коджа Синан. Интерьер, план
Боковые галереи раскрываются в центральную часть средней большой и двумя малыми арками на порфировых колоннах со сталактитовыми капителями. Огромные плоскости парусов, экседры создают плавные переходы от вертикальных плоскостей к куполу и полукуполам. Ритм арок галерей, торцовых стен, экседр и основных подкупольных, все нарастающей величины и высоты, подчеркнутых одинаковой кладкой из чередующихся темно-розовых и белых камней, придавал торжественное и величественное звучание архитектуре интерьера.
Строго декоративно убранство зала. Стены охвачены высокой гладкой мраморной панелью. Из белого мрамора выполнены михрабная ниша с тронутыми позолотой сталактитами, императорская трибуна, поддерживаемая порфировыми колоннами, и минбар для муэдзинов. Изразцы введены лишь в виде круглых розетт с надписями по сторонам михраба, на стенах и парусах. Интерьер наполнен светом, проходящим сквозь цветные стекла многочисленных окон, размещенных над боковыми галереями, в торцовых стенах, экседрах, полукуполах и барабане купола.
Выстланный белым мрамором двор окружают галереи с колоннами из розового гранита, белого мрамора и порфира, Той же величественностью, монументальностью, плавностью форм характеризуется и внешний облик мечети, в котором главную роль играет силуэт молитвенного зала. Сравнительно низкие галереи меньшего по площади двора не могут соперничать с ним, а только больше выявляют его высоту и грандиозность.
Как и в мечети Шах-заде, уступами поднимающиеся объемы боковых, примыкающих к залу галерей, куполов и полукуполов, разгрузочных башенок и контрфорсов создают плавный переход к куполу. Но в Сулеймание Синан достиг большой гармонии пропорций отдельных высотных частей, их подчинения центральному куполу, доминирующему в композиции. Силуэт приобрел мягкость, плавность и центричность. Высокие изящные минареты с тремя сталактитовыми карнизами, контрастируют со зданием зала, подчеркивая его монументальность. Они уравновешиваются более низкими, стоящими по внешним углам двора.