Архитектура Средней Азии XI—XII вв. Кирпичная кладка. Орнамент. Декор
Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии XI—XII вв.
Об искусстве кирпичной кладки среднеазиатских мастеров свидетельствуют как сами постройки, так, в частности, их купола, которые, перекрывая значительные пролеты, существуют длительное время в сейсмических условиях Средней Азии.
Во многих монументальных зданиях того времени единственным строительным материалом для стен, перекрытий и декоративной узорной кладки был кирпич; штукатурка и облицовка не применялись.
Орнаментальная кладка составляла большие плоскости на фасаде (например, щипцы арочных ниш, фризы, тимпаны), иногда осуществлялась с рельефом. Часто рельеф создавался вырезом на лицевой поверхности кирпича геометрических (ромбы, кольца, параллелограммы и др.) или произвольных криволинейных фигур.
Кирпичная кладка
1 — подкупольный барабан в мавзолее XI в. комплекса Султан-Саадат (Термез);
1 — подкупольный барабан в мавзолее XI в. комплекса Султан-Саадат (Термез);
Кирпичная кладка
2 — свод «балхи» в караван-сарае Дая-хатын (Туркменистан); 3 — узорная кладка восточного фасада мечети Талхатан-баба (Туркменистан)
2 — свод «балхи» в караван-сарае Дая-хатын (Туркменистан); 3 — узорная кладка восточного фасада мечети Талхатан-баба (Туркменистан)
Рельефный орнамент создавал игру света и тени, придавал ажурность кладке, контрастировавшей с основными несущими элементами фасада (простенки, пилястры), подчеркивая его тектонику. Светлый цвет кирпича, прозрачные тени, неистощимая выдумка в составлении узоров, масштабность орнамента, его органичность и умелое размещение способствовали тонкому эффекту, которого достигали мастера, имея в своем распоряжении только один материал — кирпич. Декорирование зданий основным строительным материалом, отсутствие штукатурок и облицовок в XI в. привели к исключительной тщательности кирпичной кладки.
Такое положение сохраняется для некоторых областей Средней Азии (например, Северный Хорасан) и в XII в., но в архитектуре других районов появляются новые средства художественной выразительности. На фасадах использовались, например, мелкие шлифованные кирпичики, которые составляли лишь облицовочный слой. Трудоемкость фигурной резьбы по кирпичу привела к применению в качестве облицовки фасадов резной терракоты, декоративно обогатившей внешний облик зданий. Резная терракота XII в. как облицовка стен не имела поливы.
Искусство резьбы по ганчу в тот период было по-прежнему на высоком уровне. Многие постройки известны художественными качествами резьбы по ганчевой штукатурке интерьера.
Содержание орнамента все больше абстрагируется. Среди геометрического узора — организующей основы орнамента — размещаются стебли в виде завитков и спиралей с побегами. Иногда орнамент составляет только геометрические сложные узоры (гирихи), построение которых требовало знания геометрии. Эпиграфический орнамент, завоевавший в декоре зданий значительное место уже в X в., теперь, с развитием различных почерков — куфи и насхи, играет еще более активную роль. Монументальная каллиграфия усиливает художественное воздействие архитектуры, выявляя ее идейный смысл содержанием надписи, в известной мере как бы возмещая отсутствие синтеза архитектуры и изобразительного искусства.
Резьба на деревянных элементах зданий была другим выявлением орнаментального искусства, не менее эффектным, чем ганчевая резьба. Живописный орнамент встречается реже и также имеет геометрический или растительный характер.
Строители составляли производственные коллективы с внутренним разделением на мастеров кирпичной кладки, резчиков по ганчу и дереву, каллиграфов и т.д., что определяло организацию строительных работ, создавало коллективность, творческое взаимоотношение мастеров. Эти производственные коллективы являлись школой строительного мастерства — ученики с детских лет обучались на строительстве, пока не достигали уровня мастера.
Преемственность в строительных или художественных приемах создавала, с одной стороны, традиции, а с другой — способствовала их совершенствованию, так как они беспрестанно проверялись большим опытом мастеров. Такой организацией строительного производства объясняется то единство в архитектурных конструкциях, формах и декоре, которое наблюдается в пределах отдельных областей Средней Азии.
Трудоемкость работ по изучению городов Средней Азии, связанному с раскопками большого масштаба, невозможность проведения на территории существующих городов, таких, как Бухара, Самарканд, раскопок должного размаха без нарушения жизни настоящего времени, служат причиной недостаточного изучения истории градостроительства Средней Азии. Однако все известные факты рисуют ясную картину закономерностей развития городов.
На территории былых городов обнаруживаются следы значительной материальной культуры: остатки кирпичных построек, водопроводных труб, бассейнов, кирпичеобжигательных и керамических печей, мастерских ремесленников. Письменные источники добавляют сведения о величине и постройках городов, о технических устройствах по водоснабжению, о разнообразии товаров на оживленных базарах и пр.