Архитектура Египта. Каир. Мечеть-усыпальница Каит-бея, Мечеть Мухаммеда Али, Мечеть Абу аль-Аббаса аль-Мурси - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Египта. Каир. Мечеть-усыпальница Каит-бея, Мечеть Мухаммеда Али, Мечеть Абу аль-Аббаса аль-Мурси

Архитектура арабских стран > Архитектура Египта
    Главное украшение некрополя — мечеть-усыпальница Каит-бея, блестящий образец зодчества XV в. (1472—1474 гг.). Мечеть разбита по крестовому плану и в крытый ее двор с фонарем посреди крыши выходят четыре айвана. Деревянные потолки мечети расписаны золоченым узором, а примыкающий мавзолей покрыт куполом с рельефным геометрическим орнаментом. Рядом поднимается изысканный минарет. При мечети есть также зал для чтения корана и фонтан. В постройке замечательны благородные, необыкновенно стройные пропорции, насыщенность орнамента и мастерство его выполнения. Ее купол и минарет принадлежат к лучшим произведениям архитектуры мамлюкского периода.
     С 1517 г. господство Османской империи привело зодчество Египта к кризису, застою мысли и упадку мастерства. В постройки той поры влились опосредствованные через османскую архитектуру византийские приемы, господствует эклектизм. План мечетей представляет собой подражание османским, ставятся граненые островерхие минареты. Мечеть Сулеймана-паши в цитадели Каира построил в 1528 г. зодчий Синан.
Каир. Мечеть-усыпальница Каит-бея, 1472—1474 гг. План, общий вид
Каир. Мечеть-усыпальница Каит-бея, 1472—1474 гг. План, общий вид
Каир. Мечеть Мухаммеда Али, 1830-1848 гг., зодчий Юсуф Бохна. План, разрез
Каир. Мечеть Мухаммеда Али, 1830-1848 гг., зодчий Юсуф Бохна. План, разрез
    В начале XIX в. турецкое владычество было сброшено. Однако грандиозная мечеть Мухаммеда Али в цитадели Каира построена в 1830—1848 гг. зодчим Юсуфом Бохна по образцу стамбульской Ахмедийе. Купол диаметром 21 м опирается на четыре пилона и окружен полукуполами и угловыми куполами меньшего пролета. Расстояние от пола до вершины главного купола равно 52 м.
    По углам западного фасада тянутся к небу два тонких минарета, с одной стороны к мечети примыкает мощенный белым мрамором двор размером 46X46 м в окружении галерей с полуциркульными арками и куполами. Среди двора находится фонтан, накрытый купольной ротондой. Величавая и пышная, одетая белым мрамором с раззолоченными куполами и цветными витражами, мечеть не прибавила славы египетскому зодчеству и осталась чужда местной традиции.
    Однако зодчие XIX и XX вв. не раз с большим или меньшим успехом пытались возродить былое очарование форм в мечетях Каира и Александрии. В этом отношении интересна, в частности, мечеть Абу аль-Аббаса аль-Мурси, возведенная в 1943 г. Обширная и пышная постройка должна была достойно представить ислам в Александрии, второй столице Египта.
    Занимая 3000 м2, она включает мавзолей XII в., три гробницы и женскую мечеть. Здание построено в форме октогона; центральная ротонда завершается световым фонарем на 16 колоннах итальянского гранита, пол замощен белым мрамором. Мавзолеи увенчаны куполами с резным орнаментом. Стены из искусственного камня достигают в высоту 23 м, а минарет высится на 73 м. Архитектура здания, хотя и несколько перегруженная деталями, неплохо воспроизводит черты зодчества мамлюкского периода.
Александрия. Мечеть Абу аль-Аббаса аль-Мурси, 1943 г. Общий вид
Александрия. Мечеть Абу аль-Аббаса аль-Мурси, 1943 г. Общий вид
Каир. Жилой дом XIX в. Вид со двора
Каир. Жилой дом XIX в. Вид со двора
    Архитектуре жилища свойственны разнообразие и богатство форм. В Каире городская теснота заставляла строить многоэтажные дома. Мужская и женская половины делились подворно или поэтажно; иногда весь первый этаж отводился под службы — конюшни, склады, кухни, лавки с мастерскими. От летнего зноя защищали макаа — связанная с гостиной открытая к северу галерея, и дурка — крытый дворик с фонарем, через который получали свет и воздух соседние помещения. Макаа и дурка устраивались почти в каждом доме и были обязательны во дворцах, где достигали внушительных размеров.
    Комнаты богатых домов украшались мраморными панелями, резным стуком, фестончатыми нишами и росписью деревянных наборных потолков. Фасады верхних этажей оживлялись зарешеченными балкончиками — машрабийя. На плоской крыше всегда ставился направленный к северу ветроуловитель — малькаф, способствовавший вентиляции всех этажей дома.
    На людных улицах и по соседству с базарами строились доходные дома с квартирами для сдачи в наем (до десятка в каждом). Жильцы каждой квартиры поднимались к себе по отдельной лестнице. Такие дома достигали в Каире четырех, а в Александрии — пяти-шести этажей. Население каирских окраин селилось в жалких постройках без окон, окружавших общий двор с колодцем посередине. В сельских местностях распространены как плоскокровельный (в нижнем течении Нила), так и сводчатый тип жилища (Асуан).
    Средневековая архитектура Египта порвала всякую преемственность с опытом древности и начинает свой путь с середины VII в. Мало связанная с Магрибом, используя на первых порах опыт Двуречья, она тесно общается с Сирией, получая оттуда переосмысленную редакцию художественных идей Византии и Востока. Однако зодчество Египта скоро приобретает собственный язык форм и становится ярким и цельным явлением. Объемная композиция и пропорции всегда ясны и просты. В плане предпочитается квадрат, в объемах — куб под куполом на невысоком барабане. Здесь не получили развития ни крестовый план мавзолеев, ни пересекающиеся арки, ни двойная оболочка куполов.
    Египетские зодчие не особенно стремились к симметрии; вход размещается обычно на углу, портал не выделяется ни в плоскости фасада, ни по высоте, а акцентируется лишь богатым декором. Но в распределении масс чувствуется движение. Лаконичный объем куба под сфероконическим куполом дополняется вертикальным минаретом, что придает композиции динамизм. При элементарной композиции архитектура насыщена необыкновенным богатством деталей и орнамента. Египетские минареты достигают предельной сложности форм. Зодчество Египта выделяется особой монументальностью образа. Заметная даже в небольших постройках, она подавляет в крупных ансамблях.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому