Архитектура средневекового Афганистана X—XVI вв. Герат Соборная мечеть - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура средневекового Афганистана X—XVI вв. Герат Соборная мечеть

Архитектура средневекового Афганистана
    Другие черты архитектуры Лашкаргаха тесно связывают его со строительной культурой Ирана и Средней Азии. Идея зала с пристенными опорами разрабатывалась в сасанидском Иране и отразилась также в термезском дворце XI—XII вв. Фигурная кладка из обожженного кирпича культивировалась на территории Афганистана, Средней Азии и Ирана.
    Больше того, сопоставляя архитектуру Лашкаргаха с формами построек Сеистана, нетрудно понять, что все вместе они являются произведениями единой школы зодчества, которую можно назвать сеистанской: и там и здесь одинаковы конструктивные методы (подпружные арки), детали (фестончатые нишки), декор (мечеть Буста, Лашкаргах, мечеть в Пешваране). Эта школа, тесно связанная с приемами зодчества Ирана и Средней Азии, в то же время не чуждая некоторого влияния Индии (фестончатые арки), в целом обнаруживает собственное оригинальное лицо в своеобразном сочетании всех элементов.
    В XII в. с Газневидами соперничает династия Гуридов. В середине этого столетия гурид Ала ад-Дин Хусейн захватил и сжег Газни, после чего был титулован султаном (1148—1206 гг.). Расцвет династии Гуридов падает на последнюю четверть XII в. Столицей Гуридов считается Фирузкух, местоположение которого обнаружено в долине Герируда, по соседству с небольшим селением Джам. Давно уже ходили слухи о существовании в труднодоступном горном районе «высокой древней башни большой красоты».
Башня Масуда III в Газни. 1089—1115 гг. Общий вид до обрушения верхней части. Минарет в Фирузкухе (Джам), конец XII в. Общий вид, разрез и поперечные сечения
Башня Масуда III в Газни. 1089—1115 гг. Общий вид до обрушения верхней части. Минарет в Фирузкухе (Джам), конец XII в. Общий вид, разрез и поперечные сечения
    В 1957 г. сотрудник французской археологической миссии Андрэ Марик впервые осмотрел памятник и сделал снимки, впоследствии послужившие основой для предварительной публикации. Минарет в Джам, как предполагают исследователи,— единственное уцелевшее сооружение гуридской столицы. Замечательный по формам и орнаменту, колоссальный по масштабам, он представляет собой шедевр мирового зодчества. Его круглый ствол из обожженного кирпича на восьмигранном постаменте высится на 62 м, достигая у основания 8 м в поперечнике.
    В сооружении поражают чувство ритма и точность пропорций: его гигантский ствол делится на три яруса с венчающим фонарем в пропорции 8:4:2:1. Ярусы уменьшались в диаметре и завершались балконами, от которых остались лишь кирпичные кронштейны. Членение в геометрической прогрессии позволяет избежать монотонности и уничтожает ощущение тяжести.
    Той же цели служит и разграничение нижней части ствола на восемь вертикальных полос, где переплетение лент куфического письма образует шестиугольные и звездчатые фигуры. В остальном поверхность делится горизонтальными поясами письма и орнамента, где выделяется поясок бирюзовых изразцов. Растительный орнамент резной терракоты не имеет равных по изяществу и тонкости выполнения; особенно изысканным выглядит рисунок виноградных листьев — насколько известно, единственный образец этого мотива в терракоте.
    Надписи в большинстве коранические, но одна из них содержит имя «великого султана царя царей Гияс ад-Дина...», т.е. гурида Гияс ад-Дина Мухаммеда ибн Сама, который правил в 1193—1202 гг. Следовательно, минарет можно отнести к концу XII в. В надписи было указано также имя мастера — «Али ибн...», далее надпись обрывается. Единственный в своем роде памятник органично соединяет элементы, свойственные иранской и среднеазиатской архитектуре (круглый план, узорные кладки обожженного кирпича и орнамент резной терракоты), с приемами зодчества Индии (круговые балконы на кронштейнах, переплетение эпиграфических лент).
    Если Фирузкух был уединенной резиденцией, своеобразным «орлиным гнездом» Гуридской империи, то ее культурным и торговым центром, несомненно, являлся Герат. Именно поэтому Гияс ад-Дин ибн Сам начал здесь в 1200 г. постройку Большой соборной мечети (она была доведена до конца уже его сыном и наследником Гияс ад-Дином Махмудом).
Герат. Соборная мечеть, начало XIII. План
Герат. Соборная мечеть, начало XIII. План
    Замысел Гияс ад-Дина и здесь проникнут стремлением к грандиозному — задуманные по обычному дворовому плану галереи мечети охватили площадь 95x75 м, и знаменитая самаркандская Биби-ханым значительно уступает ей по масштабам. Особенность гератской мечети — двухъярусные боковые галереи, одноэтажные галереи терялись бы в перспективе огромного двора. На северной стороне двора находился зиарат— усыпальница Гияс ад-Дина, под куполом, со стуковым орнаментом.
    Гияс ад-Дину ибн Саму приписываются также купольные постройки к юго-западу от Герата (остатки медресе), известные под названием Ходжа-и Чишт, с замечательной фигурной кладкой обожженного кирпича и резной терракотой. Их стены сырцовые, лишь облицовка и покрытия из обожженного кирпича.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому