Архитектура Ирана XVI—XVII вв. Исфахан. Площадь Мейдане-Шах. Месджиде-Шах - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Ирана XVI—XVII вв. Исфахан. Площадь Мейдане-Шах. Месджиде-Шах

Архитектура средневекового Ирана > Архитектура Ирана XVI—XVII вв.
    Шах Аббас I проводил колоссальную строительную программу. Его деятельность характеризуется градостроительными мероприятиями широкого размаха, какого еще не знала история средневекового Ирана. Шах Аббас строил город Ашраф на Каспийском море, перестраивал свою летнюю резиденцию Шираз, но особое внимание уделял Исфахану. Сущность сефевидской школы познается лучше всего на памятниках Исфахана. Комплекс Мейдане-Шах дает почти исчерпывающее понятие об архитектуре эпохи.
    Аббас I, задумав сделать Исфахан столицей империи, перенес центр города на 1,5 км к югу от сельджукской территории. Центром столицы стала гигантская регулярная площадь Мейдане-Шах 510—165 м, вытянутая с севера на юг. Она была обнесена аркадами, за которыми приютились лавки. Вдоль аркад росли деревья и по мощеным камнем каналам текла вода.
Исфахан. План города в середине XIX в.
Исфахан. План города в середине XIX в.
А — Мейдане-Шах; В — территория дворца; В — базар; Г — цитадель; Д — пригород Джульфа; Е — Чор-Баг;
1 — Месджиде-Шах; 2 — мечеть Лотфолла; 3 — Соборная мечеть; 4 — мечеть Али; 5 — Али-Капу; 6 — Чехель-Сотун; 7 — Хашт-Бехишт; 8 — Зеркальный павильон; 9 — Хафт-Даст; 10 — медресе и караван-сарай Мадери-Шах; 11 — мост Марнун; 12 — мост Аллаверды-хана; 13 — акведук; 14 — Поле-Хаджу
    Центральная часть площади служила для парадов, церемоний и игры в поло. На севере площадь замкнута огромным базаром с караван-сараями, медресе, банями и мечетями. Через базар крытая улица ведет к сельджукскому городу и его центру Мейдане-Кухна со старой соборной мечетью. К южной стороне площади примыкает главная мечеть города — Месджиде-Шах, или Шахская мечеть. С запада раскинулись шахские сады и дворцовые павильоны, с восточной — мечеть Лотфолла.
Исфахан. Площадь Мейдане-Шах. План
Исфахан. Площадь Мейдане-Шах. План
1 — базар; 2 — Месджиде-Шах; 3 — мечеть Лотфолла; 4— Али-Капу
    В полукилометре к западу от площади была прорезана отделенная садами прямолинейная магистраль Чор-Баг, главная артерия нового города. По обе ее стороны разбита шахматная сетка улиц с каналами и обилием зелени. Магистраль делилась на три аллеи с посаженными в восемь рядов платанами и тополями и живой изгородью из кустов жасмина. Под деревьями, по выложенным ониксом каналам, бежала вода. Аллея опускалась к югу ступенями. Вдоль нее тянулись мощенные цветными плитками, украшенные резным мрамором и оживленные фонтанами пруды. По обе стороны аллеи стояли дворцы придворных в окружении садов, отделенных от нее лишь аркадами. Аллея тянулась на 1650 м к югу, пересекая реку Зандеруд по мосту Аллаверды-хана и далее на 3 км к загородным садам Хазор Джериб.
    Путешественники описывают Чор-Баг цветущим садом. Давно уже нет дворцов, прудов с рыбками и фонтанов, но стоят еще кое-где старые деревья, дополняемые новыми посадками. Поддерживается и озеленяется площадь Мейдане-Шах — свидетельство смелых градостроительных мероприятий той отдаленной поры. Идея создания озелененной аллеи-эспланады, по существу, общественного парка, с раскрытым вдоль нее пространством была смелой и совершенно новой для того времени. Самый замысел грандиозного регулярного городского ансамбля не находит себе равных в градостроительной практике Ближнего Востока. Исфахан того времени был огромным городом с колоссальным числом общественных зданий. Шардэн называет 162 мечети, 48 медресе, 1802 караван-сарая и 273 бани.
    Здания, окружающие площадь Мейдане-Шах, дают понятие об архитектурной композиции времени Сефевидов.
    Месджиде-Шах — самая большая и эффектная из мечетей своего времени. Необходимость ориентации на Мекку вызвала асимметричную относительно площади постановку здания. Трудная задача соединения с площадью решена с выгодой для плана и ансамбля мечети, которая обращена к площади в живописной перспективе, открывая взору величественные порталы, минареты и купола.
Исфахан. Месджиде-Шах, 1612—1630 гг. План
Исфахан. Месджиде-Шах, 1612—1630 гг. План
    Традиционный дворовый план соборной мечети здесь значительно изменен. Двор вытянут в поперечном направлении. Боковые галереи уступили место двум побочным дворикам с цветником (вдоль каждого из них проведен канал, питающий три водоема) и двум залам. По обе стороны главного купола лежат продольные двухнефные залы с плоскими куполами на октогональных пилонах (по три в каждом зале). В этом решении нашел развитие прием планировки, отмеченный уже в мечетях XIV в. (соборная мечеть в Йезде).
    Четыре айвана по осям двора по-прежнему составляют основу композиции. Фасады отражаются в зеркале центрального водоема. Ниша входного портала завершается сталактитовым полукуполом; его арка, обрамленная жгутом на двух мраморных базах, поднимается на 27,5 м. По углам портал фланкирован минаретами с деревянными фонарями на сталактитовом венце. Все поверхности и грани сталактитов сверкают глазурью мозаик. Створки дверей покрыты апликацией ажурного серебра. Каллиграф Али Риза проставил в надписи фриза свое имя и дату — 1616 г.
    Под углом в 45° вперед выступают боковые крылья со сталактитовыми завершениями лоджий; продолженные парой стенок-экранов, они образуют перед фасадом курдонер с водоемом. Купольный вестибюль ведет во двор, где высится портал мечети с минаретами и нишей, покрытой полукуполом на системе щитовидных парусов. Через огромную арку льется обильный свет в зал с облицованным глазурями куполом и украшенным майоликами и мрамором михрабом Интерьер двух боковых залов (каждый под восьмью куполами) и фасады дворов одеты глазурями.
    Постройка мечети начата в 1611 г. зодчим Абуль Казимом, но некоторые части доделывались в 1630 г. Кроме Али Риза над ее украшением работали и другие каллиграфы. Мечеть ремонтировалась и обновлялась в первой половине XVIII в. и XX в.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому