Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв. Архитектура Хивинского ханства. Хива Медресе Ширгази-хана, Соборная мечеть - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв. Архитектура Хивинского ханства. Хива Медресе Ширгази-хана, Соборная мечеть

Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв.
    Архитектура Хивинского ханства. Первая половина XVIII в. была в Хорезме неспокойна. При Ширгази (1715—1728 гг.) раздираемое смутами государство было впервые поставлено под угрозу подчинения со стороны России. Походы иранского Надир-шаха разорили страну, а набеги и последующее владычество туркмен довершили опустошение. Население разбегалось, в столице ханства — Хиве оставалось не более 40 семейств. Лишь в 60-х годах начинается политическое объединение узбекских племен под руководством правителя Мухаммед-Амина, родоначальника кунгратской династии инаков.
    Инаки любыми жестокими мерами вели энергичную борьбу за объединение ханства. Их владычество, хотя и непрочное, распространялось на север, вплоть до Сыр-Дарьи, и к югу, на земли Хорасана, временами включая Мерв. К началу XIX в. Хорезм выходит из состояния хозяйственного упадка, оживляются внешняя и внутренняя торговля, ремесло. Военные походы против Северного Ирана приносят правителям немалые средства. В конце XVIII—XIX вв. здесь вновь расцветает монументальное строительство. Опираясь на строительные традиции Куня Ургенча, хорезмские мастера создали оригинальную школу зодчества с особыми приемами декора. Своеобразие местной школы в значительной мере объясняется и тем, что Хива была отрезана от других культурных земель огромными пространствами пустынь.
    Столица ханства — Хива более других городов Средней Азии хранит средневековый облик, хотя существующая застройка города сложилась в основном за два последних столетия. В конце XVIII в. после длительного упадка и запустения началось восстановление города: были укреплены полуразрушенные стены, возведены или заново отремонтированы общественные и культовые здания.
    Ичан-кала (внутренний город — раннесредневековое ядро Хивы) вытянута с севера на юг в форме довольно правильного прямоугольника примерно 400х650 м. Невысокая, но толстая стена из сырца и глины с мощными башнями и бойницами прорезана четырьмя воротами (северные — Бахча-Дарваза, или Ургенчские, восточные — Палван-Дарваза, или Хазараспские, западные — Ата-Дарваза, и южные — Дашт, или Куня-базар-Дарваза).
Хива. План города, XIX в.
Хива. План города, XIX в.
Хива, центр города, XIX в.
Хива, центр города, XIX в.
1 — ворота Ата-Дарваза; 2 — Куня-Арк; 3 — медресе Мухаммад-Амин-хана; 4 — Соборная мечеть; 5 — мавзолей Пахлаван Махмуда; 6 — медресе Ширгази-хана; 7 — мечеть и медресе Ислам Ходжа; 8 — медресе Кутли Мурад Инак; 9 — Таш-хаули; 10 — Тим и караван-сарай Алла-Кули-хана; 11 — медресе Алла-Кули-хана; 12 — мечеть Ануша-хана; 13 — ворота Палван Дарваза и рынок Алла-Кули-хана
    Единственная более или менее правильно проложенная улица Ичан-калы делит город на равные половины, соединяя восточные и западные ворота. Вдоль нее сгруппированы самые значительные постройки города: у западных ворот — Куня-Арк (резиденция правителей) и медресе Мухаммад-Амин-хана, посредине — Соборная мечеть, близ восточных ворот — целый комплекс построек Алла-Кули-хана (дворец, медресе, рынок и караван-сарай), несколько медресе и другие здания.
    Кроме того, внутри Ичан-калы расположены мавзолей Пахлаван Махмуда, гробница Сеида Аллауддина, 64 медресе и множество мечетей. Жилые дома Ичан-кала принадлежали приближенным хана, чиновникам и крупным торговцам. Основная масса горожан селилась на территории Дишан-кала, внешнего города.
    Дишан-кала лишь в 1842 г. была обнесена общей оборонительной стеной длиною 6 км с башнями и десятью воротами, которая охватила также ханские загородные дворцы — Нурулла-бай и Рафанек. Северные ворота называются Кош-Дарваза (двойные). Территорию Дишан-кала пересекает канал, питающий город водой; несколько хаузов резервируют питьевую воду (в Ичан-кала воду берут из колодцев).
    Построек XVIII в. в Хиве немного. Медресе Ширгази-хана (1718—1725 гг.) — небольшое и очень скромное здание, двухэтажное лишь по главному фасаду и без декора. Возведенная после удачного похода на Хорасан военнопленными, эта постройка не имеет почти ничего общего с хивинскими медресе XIX в. Замечательная хивинская соборная мечеть была построена в 1788—1799 гг. Особая форма целиком крытого здания уместна в краю, где двор жилища нередко защищен крышей от палящего солнца. Многостолпный зал 55х46 м освещен двумя октогональными отверстиями в кровле. Из 212 деревянных колонн мечети некоторые резные колонны составляют ценнейший фонд древнего орнаментального искусства.
    В южной стене мечети находится михраб, украшенный алебастровыми сталактитами; эта стена и часть западной сохранили роспись в местном вкусе, изображающую цветущие кусты. На север выходят массивные резные ворота, створки которых снабжены бронзовыми набивными украшениями. Близ ворот высится минарет, охваченный поясками резных керамических плиток, один из них бирюзовой поливы. Стены мечети из жженого кирпича; таким же кирпичом вымощен пол. Небольшая купольная мечеть Бокбонли имеет айван с расписным потолком на двух резных колоннах, которые много старше самого здания.
Хива. Медресе Ширгази-хана, 1718-1725 гг. план
Хива. Медресе Ширгази-хана, 1718-1725 гг. план
Хива. Соборная мечеть, XVIII в. План и разрез
Хива. Соборная мечеть, XVIII в. План и разрез
Хива. Медресе Ширгази-хана, 1718-1725 гг. Разрез
Хива. Медресе Ширгази-хана, 1718-1725 гг. Разрез
    Застройка Хивы широко развернулась в XIX в. Местная строительная школа разработала очень своеобразные особенности планировки, форм, конструкций и орнамента.
    Например, здесь совсем не нашла применения конструкция пересекающихся арок; господствующим типом подкупольной конструкции в последних веках являются тромпы трехгранной формы с опиранием средней грани на группу простейших сталактитов. Специальной характеристики заслуживает местный архитектурный орнамент. Хивинская майолика XIX в., нанесенная на крупные керамические плитки и скрепляемая на гвоздях, сочетает геометрический и растительный рисунок всего в три краски — синюю, белую и черную. Хивинская настенная роспись XIX в. не похожа на бухарскую, самаркандскую или ташкентскую, где, согласно традиции, живописное поле заключалось в орнаментальную рамку, а сюжетом служил букет в вазоне, реже стилизованное дерево.
    В Хиве растительные композиции в виде цветущих кустов реалистического характера свободно, не стесненные никакими рамками, следуют одна за другой на всем протяжении стен и в нишах (эта манера стеновой живописи несколько сближается лишь с приемами Ферганы). Роспись потолков тоже своеобразна, но несколько напоминает бухарскую. Хивинская роспись применялась в дворцовых постройках и некоторых мечетях, но не употреблялась в домах. Резьба по дереву обильно покрывает двери и колонны; ее техника имеет резко выраженные местные черты. Резьба по ганчу здесь использовалась редко и не получила развития.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому