Архитектура Южной Африки. Детали жилища. Тибо. Усадьба Меерлюст. Кейптаун Часовая башня
Архитектура Тропической и Южной Африки > Архитектура Южной Африки
Детали жилища заслуживают специального внимания. Двери и окна имеют некоторые особенности, связанные с традициями архитектуры метрополии. В сельских и небольших городских домах входные двери подразделяются горизонтально на нижнюю и верхнюю половины, причем последняя в жаркую погоду могла оставаться открытой. Есть примеры более сложной конструкции, когда открытая верхняя половина проема закрывается скользящей сверху внутренней фрамугой.
По обе стороны двери делаются иногда зарешеченные проемы со ставнями. Филенки дверей, часто фигурного рисунка, обрамляются сильно выступающими профилями. Решетки фрамуг узорные. Фланкирующие вход пилястры снабжаются каннелюрами, или даже панелями с литым из алебастра орнаментом. На пилястрах покоится карниз или фронтон, нередко тоже с лепниной. Внутренние двери более простые, с одной филенкой.
Оконные рамы делаются подъемными или створчатыми, те и другие разделены мелкой сетью квадратов. Подъемные рамы состоят из верхней неподвижной половины и нижней, либо скользящей на шкивах и блоках, либо закрепляемой изнутри щеколдой. Оконные рамы вставляются заподлицо с фасадной стеной.
Фронтоны очень украшают здание. Их контур меняется от треугольного или ступенчатого до сложных сочетаний кривых и прямых отрезков. Торцовые фронтоны проще фасадного, венчающего вход и отмечающего ось симметрии здания. Фасадный фронтон расчленен по высоте, усложнен пилястрами и волютами.
Камины делались в домах редко как в связи с мягким климатом, так и из-за боязни пожаров при камышовых кровлях (а также из-за недостатка топлива). Интерьер украшают стенные шкафы, располагаемые симметрично на противоположных стенах зала или по обе стороны ведущей туда двери. Холл отделяется от вестибюля филенчатой или остекленной стенкой, что подчеркивает парадную ось дома.
Формы фронтонов
а — усадьба Стелленбосх; б — конюшни Фрейденхофа
а — усадьба Стелленбосх; б — конюшни Фрейденхофа
Здание украшают тщательно сработанные металлические части — фигурные железные или медные петли, скобы, замки на дверях, решетки, перила, ручки и т.д.
Металлические детали дверей
Из зодчих того времени известен Луи Мишель Тибо. Тибо родился в 1750 г. в Пикиньи близ Амьена. Закончив Королевскую академию архитектуры в Париже, он прибыл в 1783 г. в Кейптаун в качестве военнослужащего, остался здесь и посвятил себя архитектуре. Умер в 1815 г. в Кейптауне. Тибо был тесно связан в работе со скульптором Антоном Анрейтом (прибыл в Кейптаун в 1777 г., умер там же в 1822 г.). В Кейптауне творчеству Тибо приписывают портик входа правительственной резиденции в крепости (скульптура работы Анрейта), старое здание Верховного суда и некоторые другие; он строил и усадьбы (в частности, Фрейденхоф в Паарле, винный погреб в Гроте Констанции, 1779 г., фронтон работы Анрейта).
Тибо внес в застройку черты архитектуры Людовика XVI. Фасады жилых домов, как городских, так и сельских, прорисованы сухо и четко, расчленены плоскими пилястрами и завершаются дорическим антаблементом с фронтоном по оси. Прелесть его построек заключается в строгой простоте и спокойных пропорциях. В плане и деталях Тибо соблюдает, впрочем, сложившуюся местную традицию.
От XVIII в. сохранился ряд построек, характерных для того времени. К ним принадлежат усадьба Меерлюст близ Кейптауна с датой 1776 г. на фронтоне, Эльзенбург (1761 г.), ныне Сельскохозяйственный Колледж близ Стелленбосха.
Образцом общественного здания может служить построенная в 1755 г. Городская кордегардия с часовой башней (впоследствии служила ратушей; в начале XIX в. была реставрирована и превращена в картинную галерею). Формы постройки носят барочный характер.
Усадьба Меерлюст, 1776 г. Зодчий Тибо. Фасады жилого дома и голубятни
Кейптаун. Часовая башня, XVIII в.
Архитектура Южной Африки сложилась на основе строительного опыта метрополии с добавлением элементов барокко и классицизма, в широком смысле европейских. Но в результате такого синтеза родился своеобразный и неповторимый местный архитектурный стиль.
Архитектура коренного населения Африки к югу от Сахары обладает неповторимым своеобразием, резко выделяющим ее от строительных школ других частей света. В районах, куда не проник ислам, архитектура связана с изобразительным искусством. Заслуживает внимания не только монументальное зодчество, но и архитектура жилища — хижины.
Формы хижин меняются сообразно природным условиям: прямоугольные с двускатной крышей в лесной зоне, круглые под конической кровлей в саваннах (этот тип наиболее распространен). Стены хижин — из ветвей, плетневые, глинобитные; кровли — из жердей, листьев, травы. Жилище украшают узорные циновки, росписи, вмазанные в штукатурку фаянсовые тарелки и черепки; в Западной Африке получила развитие тематическая резьба по дереву на столбах, наличниках и створках дверей.