Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв. Архитектура Хивинского ханства. Хива Мавзолей Пахлаван Махмуда, Медресе Мухаммада Амин-хана, Жилой дом
Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв.
Самым богатым мемориальным сооружением не только Хорезма, но и всей Средней Азии последних веков является монументальный пышно декорированный мавзолей Пахлаван Махмуда. Так называли известного местного поэта и борца XIV в. Пиряр-и-Вали, над могилой которого сложился ансамбль разновременных построек. Наиболее старая часть комплекса — обращенный к югу входной портал с резными воротами; надпись на воротах указывает дату 1701 г. Напротив входа высится мавзолей с куполом голубой поливы и украшенным майоликой порталом. Задуманная как усыпальница ханов кунградской династии постройка заложена в 1810 г., но отделка ее закончена лишь в 1835 г.
Хива. Мавзолей Пахлаван Махмуда. План ансамбля, разрез мавзолея
В нише главного зала за медной решеткой помещается надгробие Мухаммада Рахим-хана, а в северо-западном углу на невысоком постаменте — два резных надгробия темного мрамора над могилами Абулгази-хана, известного историка XVII в., и Тимургази-хана. В алькове примыкающей к залу молельни — зиаратханы стоит надгробие Пахлаван Махмуда. Постройкой руководил мастер Адин-Мухаммад-Мурад из Хазараспа.
Все три помещения — их стены, купола и надгробия — сплошь покрыты крупными узорами майолики работы хивинских мастеров Нур-Мухаммада, Мухаммад-Нияза и Абдуллы-Джина. Купол главного зала разбит на секторы, где выделяются на синем фоне большие вазообразные фигуры. Гумбез Пахлаван Махмуда поднимается над окружающей застройкой стройным силуэтом — это единственный в Хиве случай двойного купола.
В пристроенной с востока галерее выделен облицованный изразцами альков, под которым находится склеп с могилой Аллакули-хана. На западной стороне двора к мавзолею пристроено купольное помещение с тремя надгробиями на высоком постаменте, где весь интерьер, включая надгробия, также облицован майоликой. Здесь похоронены члены ханской семьи. Другие помещения на западной стороне предназначены для персонала; на восточной и отчасти южной стороне двора тянется айван с резными деревянными колоннами; через восточный коридор можно пройти на кладбище, ограниченное с севера зданием Соборной мечети. Против входного портала по другой стороне узкой улицы расположен фасад медресе Ширгази-хана.
Хивинские медресе XIX—XX вв. обладают характерными, чисто местными особенностями. Главный фасад отделяется от улицы внешним двориком, окруженным стеной с купольным входом. Главный портал окружен простой прямоугольной рамой. Граненая ниша портала разделяется на уровне второго этажа деревянным балконом с резными консолями. Крылья главного фасада завершаются башенками гульдаста. Самое крупное — медресе Мухаммада Амин-хана (1851—1852 гг.). Его боковые фасады, как в медресе Кукельдаш, получили архитектурное оформление — на них выходят глубокие стрельчатые лоджии-ниши худжр второго этажа.
Хива. Медресе Мухаммада Амин-хана, 1851—1852 гг. фасад
Хива. Медресе Мухаммада Амин-хана, 1851—1852 гг. разрез
Хива. Медресе Мухаммада Амин-хана, 1851—1852 гг. План
При медресе Мухаммада Амин-хана в 1855 г. был начат постройкой грандиозный минарет, который по замыслу должен был превзойти высотой все существующие в Средней Азии (его поперечник достигает 14,2 м, высота — 26 м). Минарет остался незавершенным, отчего и получил название Кальта-минар (короткий минарет). Возведенный менее чем наполовину, он выглядит как мощная башня. Его внушительные масштабы и блестящая полива изразцов белого, голубого и зеленого цвета разных оттенков (некоторые орнаментальные пояса содержат даже коричневатую поливу) производят сильное впечатление. Полукупол главного портала, тимпаны арок и пояски внешних и дворовых фасадов украшены майоликой.
Двухэтажное медресе Аллакули-хана имеет 99 худжр. По обе стороны входа находились, как обычно, мечеть и аудитория. Над входом помещалась большая для того времени библиотека, которая обслуживала учащихся всех медресе Хивы. Главный портал и четыре дворовых, тимпаны арок и пояски на фасадах облицованы майоликой. На месте переднего дворика было расположено небольшое медресе Ходжамбердыбия (1688 г.), при постройке медресе Аллакули-хана включенное в его ансамбль; разрезанное надвое входом, оно получило образное название Хурджум — «чересседельная сума». Образовалась оригинальная двухъярусная постройка, и, прогуливаясь вдоль фасада медресе Аллакули, можно заглядывать сверху в тесные дворики медресе Хурджум.
Только наиболее крупные медресе Хивы строились в два этажа. В большинстве они были двухэтажными лишь по главному фасаду, остальные же три фасада были обнесены поверх кровли первого этажа высокой стенкой-кулисой. Так решено небольшое и бедное отделкой медресе Ислам-ходжа; однако минарет при медресе Ислам-ходжа (1910 г.), сверкающий поливным изразцовым орнаментом, высотой 44,6 м господствует над городом.
Зодчество Хивы XIX в. выделяется на общем фоне упадка строительного искусства Средней Азии. В сущности только здесь можно говорить о цельной и оригинальной художественной школе монументального зодчества. Несмотря на нашествие монголов, походы Тимура, смутные годы XVIII в., хивинские мастера сохранили древнейшие традиции зодчества, которые можно проследить как в основных формах построек, так и в декоре. Например, стройные пропорции портала и членение его прямоугольными рамками связывают хивинские постройки с традициями Куня-Ургенча.
Хива. Жилой дом, конец XIX в. Разрез, план
1 — михманхона; 2 — жилые комнаты; 3,4 — улу-айван и тере-айван; 5 — кухня, 6 — мельница
1 — михманхона; 2 — жилые комнаты; 3,4 — улу-айван и тере-айван; 5 — кухня, 6 — мельница
Если сравнить майолику знаменитого надгробия Саида Алауддина и декор XIX в., то бросается в глаза сходство тональности и рисунка орнамента с его блекло-черным контуром. Резное дерево поздней Хивы наследует свои орнамент и технику от искусства X—XII вв. Значение поздней архитектуры Хорезма — в ее стойкой традиционности и тесной связи с народным творчеством.
В жилище Хивы участок имеет четкую меридиональную ось; на противоположных сторонах прямоугольного двора ставятся два айвана — высокий, обращенный к северу улу-айван и низкий тере-айван. Они порой смыкаются, оставляя узкую световую щель. Улу-айван иногда дополняется козырьком-ветроуловителем бодгир. Позади улу-айвана находится высокая летняя комната. Стены однорядного каркаса лишены ниш и оштукатурены глиной с саманом; открытые очаги в комнатах делали декор неуместным, поэтому украшение дома составляют лишь его деревянные части — резные двери и стройные колонны с подбалкой причудливого рисунка.
Сельские усадьбы хаули, окруженные толстыми глиняными стенами, четко вписаны в прямоугольник, на узкой стороне которого прорезаны ворота. Характерные круглые башенки вдоль фасада придают постройкам вид миниатюрных замков. Лицевой фасад украшался вырезанными по глине узорами.
Хива. Жилой дом, конец XIX в. Карниз большого айвана.