Архитектура Средней Азии XI—XII вв. Экономическое и политическое развитие. Строительство. Кирпич - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Средней Азии XI—XII вв. Экономическое и политическое развитие. Строительство. Кирпич

Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии XI—XII вв.
    К концу X в. государство Саманидов пало, ослабленное борьбой с феодалами. Средняя Азия не составляла больше единого государства. К XI в. Мавераннахр был завоеван тюркскими племенами во главе с правителями Караханидами. Хорасан вошел в состав государства Газневидов. Хорезм, первоначально сохранявший свою независимость, в 1017—1040 гг. также находится в составе газневидского государства. В борьбе с огузами Газневиды в 1040 г. потеряли Хорасан, перешедший во владения Сельджукидов. Частью сельджукидского государства становится Хорезм, еще ранее отделившийся от Газневидов.
    Ассимиляция тюркских племен в среде среднеазиатского населения усиливается. Распространяется тюркский язык. Продолжается сложение среднеазиатских народов.
    В XI—XII вв. в Средней Азии распространяется восточная форма ленной системы — икта, способствовавшая развитию и окончательному установлению феодализма. В этот период еще более усиливается развитие ремесла. Города Самарканд, Бухара, Мерв, Ургенч, Термез, Узген и др. растут территориально в связи с экономическим ростом, развертыванием ремесленной промышленности, товарного производства и оживленной торговли и застраиваются монументальными зданиями. Многие из сохранившихся построек того времени стоят в ряду лучших произведений среднеазиатской и мировой архитектуры.
    В городах собираются ученые и поэты, создаются библиотеки, строятся медресе — высшие школы. В этот период появились крупные исторические сочинения, поэзия обогатилась замечательными творениями, изобразительное же искусство, стесненное запретами ислама, замерло, но чрезвычайно развилось орнаментальное искусство и в прикладном искусстве и как средство художественного обогащения архитектуры.
    XI—XII вв. — период ярких культурных явлений в жизни всей Средней Азии. По оценке побывавшего в Мерве в 1216—1220 гг. географа Якута, путешествовавшего в Средней Азии в начале XIII в., десять библиотек Мерва превосходили все виденное им в области книжных богатств.
    В начале XI в. Ургенч, столица хорезмшаха Мамуна, стал средоточием среднеазиатских ученых. В числе их был хорезмиец Бируни, а также приехавший из Бухары Авиценна, внесшие своими трудами значительный вклад в мировую науку.
    В ряду других явлений материальной и духовной культуры высокого уровня достигла строительная культура. Развитие городов обусловило застройку городов монументальными зданиями. Основным материалом такого строительства становится обожженный кирпич. Массовая жилая застройка городов по-прежнему ведется из сырцового кирпича. В XI в. сырец используется и в монументальных постройках с облицовкой их внешних поверхностей обожженным кирпичом.
    Лёссовая почва Средней Азии служила отличным, повсеместно доступным сырьем для производства кирпича. Вначале употреблялся очень мелкий кирпич (например, в мавзолее Саманидов он достигает лишь 23х23x3 см), требовавший большого количества раствора и много времени на его укладку. С течением времени наибольшее распространение получил квадратный кирпич размером 24—28х24—28x5 см. Квадратная форма кирпича при небольшой его толщине наиболее пригодна в сейсмических условиях.
    Кирпич во всех сохранившихся постройках бледно-желтый, прекрасного качества. Характерным становится прием кладки парами кирпичей, т.е. с перевязкой через два ряда, что ускоряло раскладку кирпича. Часто в швы между парами вставлялся кирпич на ребро, иногда с вытесанной на его поверхности фигуркой в виде бантика или восьмерки. Для кладки стен использовался лёссовый и ганчево-лёссовый раствор.
    Проемы в стенах перекрывались арками стрельчатой формы. Широкому распространению стрельчатых арок способствовали их большая сопротивляемость сейсмическим воздействиям, меньший распор по сравнению с арками других очертаний, большая простота производства работ без кружал, которые использовались лишь в случае особенно тщательных работ.
    Арки выкладывались из кирпича обычной формы клинчатой кладкой на ганчевом растворе. Клинчатость достигалась уширением швов; обычно по верхнему очертанию арки укладывался ряд кирпича плашмя. Существовали различные способы построения арочных кривых. Частым было начертание кривой из четырех центров.
    В монументальных зданиях перекрытия выполнялись из обожженного кирпича, даже если стены возводилйсь из сырца. Помещения удлиненной формы перекрывались сводами, сложенными наклонными отрезками. Близкие к квадрату и квадратные помещения перекрывались сводами балхи, название указывает на происхождение из г. Балха (Афганистан). Возведение этих сводов начинается с углов отрезками свода по криволинейной образующей. Четыре угловые части свода соединяются по середине сторон перекрываемого помещения «в елку».
Кирпичная кладка
Кирпичная кладка
2 — свод «балхи» в караван-сарае Дая-хатын (Туркменистан); 3 — узорная кладка восточного фасада мечети Талхатан-баба (Туркменистан)
    Главные помещения зданий, обычно квадратные по форме, перекрывались куполами, которые выкладывались кольцевыми рядами на ганчевом растворе без опалубки. Купол ставился на восьмигранный барабан, угловые грани которого перекидывались через углы квадратного помещения арками, образуя собой так называемые арочные паруса. Покрытие углов четверика вне очертания восьмигранника осуществляется сфероконическими полукуполами.
Кирпичная кладка
Кирпичная кладка
1 — подкупольный барабан в мавзолее XI в. комплекса Султан-Саадат (Термез);
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому